Форум » Клуб краеведов » Вопрос о жд линии москва-курск » Ответить

Вопрос о жд линии москва-курск

Аlеx1: http://railwaycalendars.narod.ru/Dorogamoru.html интересная статья о строительстве московско-курской жд.Прочитав эту статью у меня возник вопрос-там написано,что в туле были 3крупных жд станции,тула-курская,тула-ряжская и еще одна станция,от которой начиналась узкоколейная жд на венев.но ведь в веневе не было ужд!а единственная ужд начиналась на ст.тула-курская,шла через ст.тула-лихвинская на город лихвин(чекалин).Ведь так же?

Ответов - 31, стр: 1 2 All

maxell: Аlеx1 , спасибо за ссылку! Первое, что приходит в голову, это ошибка. Скорее всего автор статьи имел ввиду не Венев, а Лихвин. Жд-линия Тула-Венёв никогда не существовала. Однако, возможность её проведения активно обсуждалось в 1874 и 1892 годах. Может даже было начато строительство, и авторам статьи попался документ того времени, где описывалась будущая линия.

Евгений: Аlеx1 пишет: и еще одна станция,от которой начиналась узкоколейная жд на венев Кажется(может и ошибаюсь) нашел эту узкоколейную ж/д ветку из Тулы на Венев. Иногда смотрю спутниковые карты, и случайно обратил внимание на странную прямую дорогу из окраины Тулы через леса, в направлении Венева: http://zalil.ru/32577548 пароль Венев Через приблизительно 25 км дорога обрывается посреди леса и дальше идет заросшая просека,все же показывающая направление узкоколейки: http://zalil.ru/32577714 пароль Венев Заросшая просека заканчивается рядом с Прогрессом(Рассветом), не дойдя до перекрестка около километра. Хотя может она и доходила, но из за вырубок и посадок этого не видно: http://zalil.ru/32577929 пароль Венев Смотрел вот здесь- http://kartasosputnika.ru/64.htm Дорога состоит из абсолютно прямых отрезков, соединенных под пологими углами - аргумент в пользу, что это скорее всего ж/д.

Евгений: Аlеx1 пишет: http://railwaycalendars.narod.ru/Dorogamoru.html Цитата из этого источника: "И, наконец, станция скромной узкоколейной ветки, которая протянулась до города Венева. Эту линию содержало и обслуживало «Московское общество подъездных путей». Что же касалось пассажиров, прибывающих в саму Тулу, то добирались они до города на извозчике или «посредством конки, что отходила от вокзала», – это были издержки отдаленного расположения станции." Вот здесь я обозначил красным цветом видимый контур предполагаемого ж/д пути: http://zalil.ru/32578601 пароль Венев http://zalil.ru/32578609 пароль Венев http://zalil.ru/32578636 пароль Венев


maxell: Евгений, вообще, интересная тема, но тут я вряд ли что-то могу добавить. Недавно мне один турист-велосипедист рассказывал, что наткнулся в засеке идущей вдоль трассы Тула-Венёв на хорошую дорогу отсыпанную щебнем. Она как раз параллельно трассе идет. Я предположил, что дорога связанна с военной частью существовашей еще не давно на границе Ленинского и Венёвского районов.

Евгений: Вот вид сверху и карта : и http://s44.radikal.ru/i104/1201/dd/2c0114a2c905.jpg

Евгений: Синим показана заросшая просека, которуя впрочем все равно хорошо показывает контур возможного ж/д пути. Не знаю, существовали ли рельсы и ходил ли поезд, но заросшая просека до Рассвета видна хорошо . Участок показанный красным цветом покрыт щебенкой. И используется как проселочная дорога. Это видно на большем увеличении здесь: [url=http://kartasosputnika.ru/64.htm] Интересно, когда эту щебенку насыпали? В 19в или 20 в, когда строили военный городок... Не ясно, хотели ли вести путь до самого Венева или только до Рассвета, т.к. контуры просеки теряются у Рассвета. Интересно бы там побывать, поискать, может остались какие следы - шпалы, или хотя бы углубления в земле от них.Или дальше вырубленой просеки дело не пошло. А военную часть видимо строили с перспективой проложить туда рельсы по старому подготовленному маршруту 19-го века, либо они уже были , но только до середины маршрута Я уверен, из Тулы на Венев ж/д путь строили точно.

maxell: Евгений, если и была дорога, то толька по этой просеке. Засека ведь казенная, выкупать землю не пришлось бы. РЖД кстати заявляет, что рассматривает возможность соединения линией Тулы и Узуново через Венёв.

Евгений: maxell пишет: если и была дорога, то толька по этой просеке. Засека ведь казенная, выкупать землю не пришлось бы. Тем более. Еще один аргумент в пользу. Из книги Леонида Москалева "НАШИ УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ПАРОВОЗЫ" : "История строительства и эксплуатации паровозов узкой колеи в России берет свое начало в 1870 году, когда правительством было принято решение о сооружении узкоколейных железных дорог общего пользования. С этой целью за границей были закуплены первые узкоколейные паровозы. Вскоре такие локомотивы стали производить и отечественные заводы, а паровая тяга в течение многих десятилетий оставалась основным видом тяги на наших узкоколейных железных дорогах. В 1960 году, с выпуском Воткинским заводом последнего паровоза серии ВП-4, в СССР завершилось паровозостроение. В продолжение последующих десяти лет на советских узкоколейках происходил интенсивный переход на более прогрессивные виды тяги. Реально этот процесс в основном завершился в середине семидесятых годов. В свою очередь, данный период, продолжавшийся более ста лет, можно разделить на четыре характерных этапа. Первый этап — эксплуатации и строительства первых узкоколейных паровозов, начался, следуя из вышеизложенного, в 1870 году и продолжался в течение двадцати двух лет. В 1892 году Министерством путей сообщения были приняты «Правила сооружения и эксплуатации паровозных подъездных к железным дорогам путей общего пользования», важный документ, который регламентировал основные требования к строительству узкоколеек вообще и паровозов в частности. С этого момента начинается второй этап — бурного роста числа узкоколейных железных дорог и массового строительства для них паровозов. Такая ситуация стала возможной благодаря заинтересованности в этой отрасли частного капитала. Второй этап закончился в 1919 году, когда наступившая в России разруха остановила изготовление паровозов узкой колеи в числе других технических отраслей."

Евгений: Поискал информацию о узкоколейной ж/д на Венев . Нашел интересный документ 24 октября 1912 г. о строительстве ужд Рязань-Тула-Рославль: " По проекту Московского общества подъездных путей Средне-Русская линия железной дороги направляется от г. Рязани, через села: Мервино....и т.д., пересекая Павелецкую ветвь Рязанско-Уральской железной дороги у станции Кораблевка(находится под Серебряными Прудами), идет на г. Венев, на г. Тулу, где образует узел с Московско-Курской и Сызрано-Вяземской железной дорогой, выходит на Тула—Лихвинский узкоколейный подъездной путь Кроме сказанной магистрали, Московское общество подъездных путей проектирует и ответвления от станции Песочня к г. Брянску и к г. Вязьме. Оба эти направления линии все время идут параллельно, отдаляясь в пределах Рязанской губернии друг от друга в самом широком месте не более как на 20—25 верст, между г. Михайловым и станцией Кораблевка, Павелецкой железной дороги, и до 40 верст в самом широком месте — между станцией Узловой, Сызрано-ВяземскоЙ железной дороги, и г. Веневом, с тем, чтобы постепенно снова сойтись у станции Сухиничи и идти далее по одному направлению до г. Рославля." Значит, по проекту, из Рязани выходили две узкоколейки- одна на Венев, другая на Узловую через Михайлов а сходились они аж в Сухиничах Брянской обл. Получается что строительство участка Тула-Венев могло быть начато с начала 1913, и очевидно было остановлено с началом войны. http://www.history-ryazan.ru/node/13300 Если провести прямую линию из Рязани через Кораблевку - линия показывает прямо на Венев Венев не так прост, как кажется)))

maxell: Евгений , очень интересно! Странно, что в архивных документах про эту узкоколейку нет данных. Рельсы не могли бесследно ичезнуть, их должны были растащить местные. Хотя, может в 1935 узкоколейку на карьер строили из них?

Евгений: maxell пишет: Странно, что в архивных документах про эту узкоколейку нет данных. Думаю, банально они потерялись или их засекретили из того, что строили там военную часть. Скорее всего ужд перестали строить строить с началом Первой мировой войны в 1914 году. Строительство участка велось наверняка от Тулы на Рязань , поскольку в Туле сосредоточены все металлургические заводы. Похоже, что до 1914 успели прорубить лишь целиком просеку почти что до Веневского перекрестка, а пути положили только до того места, где бывший Военный городок под Анишино, они вроде бы там до сих пор, но не отмечены на карте. До Венева и дальше путь так и не дошел. С началом войны строительство прекратилось, потом революция, советская власть... и все было забыто и утеряно. В Воспоминаниях Ребров вспоминает что рельсы были по 18 метров. Поискал - узкоколейные рельсы в длину - около 8 метров. Еще на одном из сайтов написано, что по ошибке жд путь на Веневский карьер считался узкоколейным. На самом деле, он изначально строился обычным. Вот такие дела))) Если бы не войны и революции, сейчас бы ездили в Тулу и Рязань на поезде))) Паровоз на пути Тула-Лихвин 1908г.

Евгений: Поискал следы ветки от Рязани на Венев. В местах под Рязанью, где должна была пройти ветка никаких следов не осталось, т.к. там одни поля, и почти нет лесов. Деревни, перечисленные в проекте, в основном еще можно найти, поэтому можно восстановить по карте участок Рязань-Кораблевка. От Венева до Кораблевки же маршрут пути не ясен - в проекте не уточняется. Но т.к. привязан к рельефу и крупным населенным пунктам,его тоже можно приблизительно восстановить. На тот момент(1913г) Московское общество подъездных путей,взявшееся за строительство пути Рязань-Тула-Рославль, уже построило ужд Рязань-Владимир(1901), Тула-Ливин(1905). Так что не понятно, велось ли строительство навстречу с Тулы и Рязани, или только с Тулы.Могло быть и так, и так. Слава Богу, сохранился след в Тульских засеках, по которому удалось открыть эту важную часть истории Венева. И думаю, об этом обязательно должна быть отдельная статья на Вашем сайте.

maxell: Евгений, хорошее предложение. Предлагаю Вам написать подобную статью, а я опубликую её на сайте. Прислать можно на мой адрес: maxell@kireev.tula.net Также можно выступить с докладом по этой теме на следущем заседании Клуба краеведов в апреле месяце.

Евгений: maxell пишет: Предлагаю Вам написать подобную статью Получается, я сам напросился))) В принципе согласен, только есть одна проблема - не знаю, как сделать карту большого масштаба что бы нанести на нее линию ж/д пути . (Обычным скриншотом можно снять изображение не больше экрана) Так, что бы можно было приближать схему как в картах Google. Может вы знаете? maxell пишет: Также можно выступить с докладом по этой теме на следущем заседании Клуба краеведов в апреле месяце. Спасибо за приглашение! Точно вам могу сказать только ближе к апрелю.

maxell: Евгений, скриншота вполне достаточно. На Гугле нужно сделать свою карту: http://maps.google.ru/maps?hl=ru&tab=wl Жми "МОИ МЕТКИ" -> "СОЗДАТЬ КАРТУ"

Евгений: maxell , а есть какая нибудь информация о существовании старых дорог, соединявших Венев и Тулу?

maxell: Дорога всё время была одна, та же что и сейчас. http://www.veneva.ru/lib/1888-dorogi.html

Евгений: Ага, спасибо.

ЛЬвович: Из воспоминаний моей мамы, жительницы Венёва с 1934 года, Алоиной (в девичестве) Марии Александровны. Прочитав статью о ЖД Венёва она вспомнила, что соседи говорили о песчанном карьере за малыми Городенцами, что насыпи, которые там существуют насыпались для железной дороги, но из-за нецелесообразности!? строительство было прекращено. Возможно в архивах Венёва про карьер что-то найти можно?

maxell: Сергей Александрович Кураков рассказывал, что он слышал о проектируемом вокзале в начале XX века с другой стороны Венёвки, в районе современного пляжа (Завалье).



полная версия страницы